Осекова ОВ 2003г.
Графологические средства отражения индивидуально-психологических
особенностей личности
В обширном кругу научных знаний графология занимает на
сегодняшний день одно из видных мест. Следует отметить, что понятие индивидуальность в
современной психологии находится в центре внимания многих исследователей.
Однако на сегодняшний день еще не существует единого мнения относительно
природы индивидуальности и представители большинства направлений и школ
отечественной психологии [3; 96; 44; 36; 102; 7; 2; 88; 135] исходят из
представления о том, что индивидуальность - это система, включающая разнородные
и разноуровневые свойства человека.
При этом важно отметить, что в
психологической науке категория «индивидуальность»
не сводится к понятию «индивидуально-психологические особенности», являясь
более емким: лишь значительная совокупность индивидуально-психологических
особенностей по разным психологическим характеристикам может дать более или
менее полное представление об индивидуальности в целом.
По
нашему мнению, проблему дифференциации и систематизации информативных
графологических признаков необходимо рассматривать в контексте выделения
признаков почерка в целом. На сегодняшний день систематизация и раскрытие
почерковых признаков наиболее полно представлена в работах М. Пульвера, JI.
Клагеса, Р. Пофаля, JI. Шеленц, Р. Визер, X. Рфанне, В. Мюллера и А. Енскат, Ф.
Миллера, Б. Виттлиха, X. Ремпляйна, Р. Кенцига, Р. Большвайлера, В. Ваннера, А.
Люке и многих других европейских графологов. Попытки упорядочивания системы графологических признаков в
России предпринимались графологами В. Маяцким [93], Д.М. Зуевым-Инсаровым [54],
И.Ф.Моргенштерном[100].
Данные исследования выполнены достаточно давно, в начале двадцатого века. Кроме
того, в этих работах нет четкого и обстоятельного соотнесения индивидуальных
особенностей личности с графологическими признаками почерка и в большинстве
случаев (за исключением работы Д.М. Зуева-Инсарова „Почерк и личность"),
характеристики почерковых признаков имеют эмпирический характер. Таким образом,
проблема графологических средств отражения индивидуальных особенностей личности
остается практически неисследованной, хотя необходимость обращения к ней
возникала на протяжении достаточно длительного времени и является очевидной.
Актуальность исследования
Традиционно определение
индивидуально-психологических особенностей личности посредством анализа графологических признаков письма в нашей
стране принято считать ненаучным, умозрительным. Несмотря на то что в последнее 10-15 лет появились публикации,
утверждающие верность графологических наблюдений и неоспоримость взаимосвязи
между почерком и личностью [50; 32; 145; 68; 39; 13; 122; 161], графология
продолжает оставаться в России оккультной наукой. Объект
исследования - индивидуально-психологические особенности личности.
Предмет
исследования — отражение индивидуально-психологических особенностей личности в
графологических признаках почерка.
Гипотеза
исследования заключается в следующих допущениях:
- Индивидуально-психологические особенности личности отражаются в графологических
признаках почерка.
- Не все графологические признаки находят свое отражение в
индивидуально-психологических особенностях личности, в связи с чем необходимо
выявление системы наиболее информативных признаков почерка, отражающих
устойчивые и ярко выраженные индивидуально-психологические особенности
личности.
- Графологический метод можно использовать как
проективный методпсиходиагностикииндивидуально-психологических
особенностей личности.
Научная новизна исследования
Проведена
систематизация имеющихся в российской и зарубежной психологии классификаций
графологических признаков. На
основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов выявлены преимущества
подхода немецкой графологической школы к исследованию рукописного текста.
Разработана классификация графологических
признаков,
делающая возможным организацию более строгого научного анализа рукописного
текста и позволяющая задавать алгоритм графологического анализа на основе более
тщательной дифференциации наиболее информативных признаков почерка. Теоретическая
значимость состоит в аргументации преимуществ и специфики использования
графологического метода как проективногопсиходиагностическогометода и также в
том, что экспериментальное исследование отражения индивидуально-психологических
особенностей личности в графологических признаках впервые проведено на выборке
учащихся высшего учебного заведения.
Личный
вклад автора состоит:
- В разработке классификации графологических признаков, позволяющей организовать
более строгий научный анализ рукописного текста и задать алгоритм
графологического анализа на основе более тщательной дифференциации
информативных признаков почерка.
- В демонстрации преимуществ и специфики использования графологического анализа
рукописного текста как проективного психодиагностического метода исследования
индивидуально-психологических особенностей личности.
Заключение
Данные выводы послужили теоретическим
обоснованием выбора темы щпилотажногоисследования,
рабочей гипотезой которого выступило предположение о том, что при написании рукописных
текстов в особенностях почерка находят свое отражение
индивидуально-психологические особенности авторов.
Экспериментальное исследование проходило в несколько
этапов. На первом этапе с помощью комплексапсиходиагностическихметодик
(опросника EPI Г.Айзенка,
модифицированного теста „Формула темперамента" А. Белова, метода
экспертной оценки) всеиспытуемые разделились на четыре группы:
холерики (30%), меланхолики (25%), флегматики (10%), сангвиники (35%). В каждой
из указанных групп были выявлены испытуемые с ярко выраженнымитемпераментальнымиособенностями.
Таким образом, каждая из четырех групп включила 10 представителей того или
иного типатемперамента. На втором этапе эксперимент
предусматривал проведение графологического анализа письменных работиспытуемых,
в ходе которого нами были использованы единицы графологических признаков,
выделяемых в современной зарубежной графологии (см. главу II).
Важно отметить,
что нами были отобраны лишь те почерковые признаки, которые явились наиболее
информационными, а именно:беглость, нажим,
угловатость, соединенность, величина (крупный или мелкий почерк),
нерегулярность, наклон. При этом указанные признаки могли быть выявлены как при
помощи точного измерения, так и посредством оценивания и описания. На третьем этапе экспериментального исследования был
осуществлен сравнительный анализ признаков почерка у испытуемых, принадлежащих
к каждому типу темперамента.
Общие результаты графологического анализа
представлены в таблицах №2 - №5. Степень проявления признаков почерка выражена в баллах:
4 - очень высокая степень проявления; 3 - высокая; 2 - средняя; 1 - ниже
среднего; О - очень низкая.
Заключение: Осуществленный нами теоретический
анализ значимых направлений в исследовании феномена индивидуальности и
индивидуальных особенностей личности позволил заключить, что проблема изучения
человеческой индивидуальности имеет междисциплинарный характер и находится на
стыке различных отраслей науки: психологии развития, психофизиологии,психогенетикии
др. На современном этапе развития психологической науки еще не обозначен единый
взгляд на природу индивидуальности, однако большинство российских ученых
исходят из положения о том, что индивидуальность представляет собой систему,
интегрирующую разнородные и разноуровневые человеческие свойства [3; 7; 2; 95;
44; 59; 135].
При этом на методологическом и на теоретико-экспериментальном
уровне разработки проблемы индивидуальности обозначена тенденция постепенного
перехода от комплексного рассмотрения структуры индивидуальности к системному,
нацеленному на выявление единицы анализа индивидуальности. Анализ существующих знаний о природе
индивидуально-психологических особенностей личности позволил рассматривать
индивидуально-психологическую особенность личности лишь как одну из
многочисленных форм проявления индивидуальности.
В современной психологии
существуют различные классификации стркутуры индивидуальности. Согласно
избранной нами классификации, к основным видам индивидуально-психологических
особенностей, следует относитьтемперамент, характер
и способности [110]. При этом под темпераментом в
современной российской психологической науке, как правило, принято понимать
устойчивую совокупность индивидуальных характеристик субъекта со стороны
динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности,
скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний [86].
В силу того, что
в ряде случаев актуализируется проблема отождествления того или иного
проявления темперамента с какими-либо чертами характера, следует рассматривать
характер в узком смысле слова - как индивидуальную, достаточно устойчивую
систему привычных способов поведения человека в определенных условиях. В этом
случае свойства характера выступают формально-динамическими особенностями
поведения, которые обусловлены свойствами темперамента и в еще большей степени
общественным бытием личности и особенностями усвоения социального опыта [142].
Понятие способности в психологии тоже имеет
неоднозначную трактовку. Наиболее распространенным и точным его определением
является то, согласно которому способности понимаются как
индивидуально-психологические особенности субъекта, выражающие его готовность к
овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению. Таким образом,
способности не могут быть сведены к знаниям, умениям или навыкам, однако они
обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование
на практике [148].
Анализ содержания индивидуально-психологических
особенностей личности приобретает особую актуальность, поскольку является
необходимым для понимания сущности человеческой индивидуальности, и более того:
делает возможным выявление наиболее характерных форм ее проявления в
деятельности (и ее продуктах), поведении. Одним из информативных свидетельств отражения
человеческой индивидуальности выступает рукописный текст [54; 105; 113; 138;
192; 137; 188; 198].
Проведенный теоретический анализ показал, что
систематизация и интерпретация признаков почерка наиболее полно на сегодняшний
день представлена в трудах европейских графологов, хотя попытки упорядочивания
системы графологических признаков неоднократно предпринимались и в нашей
стране. Причем в зарубежной графологии не существует единого мнения
относительно дифференциации почерковых признаков и единого метода анализа
рукописного текста.
Осуществленный нами анализ работ отечественных и
зарубежных авторов позволил выявить преимущества исследовательского метода
немецкой графологической школы. Основанием для данного вывода послужило то, что представители французской, американской графологии и также большинство
российских исследователей почерка предлагают к рассмотрению значительное
количество почерковых признаков, являющихся малоинформативными (к примеру,
Д.Сара относит к самостоятельным графологическим признакам перечеркивание цифры
«7», написание буквы «д» в виде восьмерки и др.), акцентируя внимание на том,
что необходимо исследовать все выделяемые ею признаки.
В рамках немецкой
графологии предлагается иной подход к исследованию почерка. Согласно данному
подходу для графологического анализа необходимо получить целостное восприятие
почерка, на основе которого осуществляется переход к рассмотрению отдельных
наиболее информативных почерковых признаков. Классификация графологических признаков в современной
немецкой психологии почерка традиционно представлена тремя группами:
измеряемыми, оцениваемыми и описываемыми [181; 206; 205; 188; 194].
Более
точная систематизация данных признаков, с нашей точки зрения, возможна с
помощью их дифференциации на признаки, отражающие общую картину письма и
признаки, отражающие форму буквенных знаков. К первой группе мы отнесли более
общие признаки, характеризующие систему движений при письме и создающие общее
впечатление о манере исполнения рукописного текста, ко второй группе - признаки
более частного характера, отражающие особенности выполнения рисунка букв и их
величину.
С целью выявления отражения
индивидуально-психологических особенностей личности в наиболее информативных
признаках почерка было проведено экспериментальное исследование, в ходе
которого наряду с психодиагностическими методиками,
ориентированными на диагностику устойчивых и ярко выраженных
индивидуально-психологических особенностей, был использован графологический
анализ письменных работ испытуемых, направленный на определение наиболее
информативных почерковых признаков и отражающихся в них
индивидуально-психологических особенностях личности.
Результаты, полученные нами в ходе
экспериментального исследования, свидетельствуют о том, что гипертимная акцентуация
находит свое отражение в правом наклоне почерка, восходящем управлении
строками, в значительной разнице в высоте буквенных знаков, крупном почерке,беглости,
заостренности, ригидность - в нерегулярности письма, нерасчлененности,
значительной разнице в высоте буквенных знаков, соединенности, оцепененности,
каллиграфичности, полноте, округлости, эмотивность - в акценте верхней зоны
почерка, сильном нажиме, украшенности, округлости, педантичность — в
неторопливости письма,тревожность—
в нерегулярности, сжатости, неторопливости, несоединенности, заостренности,циклотимность-
в правом наклоне, восходящем управлении строками, заостренности,демонстративность—
в графологичности, украшенности, возбудимость - в нерегулярности,
нерасчлененности, значительной разнице в высоте буквенных знаков,дистимность-
в нерасчлененности, экзальтированность — в правом наклоне. Экстравертированность проявляется
в рукописном тексте в правом наклоне, нерасчлененности, акценте верхней зоны,
крупном размере буквенных знаков, гирляндичности, а интровертированность находит
свое выражение в вертикальном положении почерка, акценте нижней зоны,
аркадичности. Невротичность коррелирует
с нерегулярностью, беглостью письма, значительной разницей в высоте буквенных
знаков, оцепененностью, утонченностью, округлостью, спонтанная агрессивность —
с нерегулярностью, графологичностью почерка, депрессивность — с нерегулярностью, горизонтальным управлением строками,
упрощенностью, округлостью, раздражительность - со значительной разницей в
высоте буквенных знаков, беглостью, общительность - с нерасчлененностью, шаткостью, полнотой письма, уравновешенность - с регулярностью, растянутостью письма, незначительной
разницей в высоте буквенных знаков, украшенностью, застенчивость-
с нерегулярностью, сжатостью, утонченностью, упрощенностью почерка, открытость - с нерегулярностью, крупными буквенными знаками, оцепененностью, эмоциональная
лабильность - с нерегулярностью, горизонтальным управлением строками,
значительной разницей в высоте буквенных знаков, беглостью, утонченностью,
упрощенностью, округлостью, фемининность - с нерегулярностью, полнотой
почерка, гирляндичностью, маскулинность - с регулярностью, горизонтальным управлением строками, каллиграфичностью,
утонченностью, аркадичностью.
Экстернальный локус контроля испытуемых находит свое отражение в нерегулярном письме, слабом
нажиме, каллиграфичности, утонченности, угловатости, интернальный локус
контроля - в регулярности почерка, горизонтальном либо восходящем управлении
строками, графологичности,
сильном нажиме почерка, полноте и округлости.
В итоге проведенной экспериментальной работы нами были
сделаны следующие выводы:
1. Проблема исследования человеческой индивидуальности
имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных направлений:
психологии развития, психофизиологии, психогенетики и др. На сегодняшний день
еще не существует единого взгляда на природу индивидуальности, однако в
большинстве случаев исследователи исходят из положения о том, что
индивидуальность - это система, интегрирующая разнородные и разноуровневые
свойства человека.
2. Диапазон индивидуально-психологических особенностей
личности весьма широк, а их набор — чрезвычайно разнообразен: от свойств
нервной системы как физиологической основы индивидуальности до профессиональных
интересов и социальных установок. Вместе с тем основными видами
индивидуально-психологических особенностей личности, согласно взятой нами за
основу классификации, являются темперамент, характер, способности.
3. Индивидуально-психологические особенности находят
свое непосредственное проявление в деятельности (и ее продуктах), поведении
личности. При этом способности, индивидуальность характера человека не только
проявляется в деятельности, но и формируется в ней, а отношения между
свойствами темперамента и продуктивностью действий сопряжено с условиями, в
которых совершаются действия и со структурой самих действий.
4. Детальное изучение проблемы выявления
графологических признаков в зарубежной и отечественной психологии показало, что
существуют различные подходы к дифференциации почерковых признаков, однако
наиболее разработанной следует считать классификацию признаков рукописного
текста, предлагаемую в рамках немецкой графологической школы.
5. Система наиболее информативных
признаков включает три группы признаков: измеряемых, оцениваемых и описываемых.
Измеряемые признаки представлены мелким - крупным почерком, шириной —
сжатостью, расположением почерка (левонаклонный почерк - вертикальный почерк —
правона-клонный почерк), большой разницей в высоте буквенных знаков - малой
разницей в высоте буквенных знаков, акцентом верхней зоны - акцентом нижней
зоны; регулярностью - нерегулярностью, расчлененностью - нерасчлененностью;
акцентированным началом письма - акцентированным концом письма. Оцениваемые
признаки включают: сильный нажим — слабый нажим, заостренность - вязкость,
соединенность - несоединенность, медленность — беглость, оцепененность -
шаткость. К описываемым признакам относятся: полнота - утонченность,
упрощенность - украшенность, аркадичность - гир-ляндичность, угловатость -
округлость, нитевидность, левотекучесть — пра-вотекучесть,графологичность-
каллиграфичность.
6. Возможна более точная дифференциация измеряемых,
оцениваемых и описываемых признаков на две большие группы (признаки, отражающие
общую картину письма и признаки, отражающие форму буквенных знаков),
позволяющая организовать более строгий научный анализ рукописного текста и
задавать алгоритм графологического анализа.
7. Графологический метод имеет все
основания использоваться как проективный психодиагностический метод
исследования индивидуально-психологических особенностей личности при решении
задачпсиходиагностикии
психологического консультирования. Проведенное нами исследование,
посвященное отражению индивидуально-психологических особенностей личности в
наиболее информативных признаках почерка, подтвердило выдвинутую гипотезу и
позволило установить с высокой степенью достоверности, что
индивидуально-психологические особенности личности (темпераментальные особенности,
акцентуации характера, самооценка, степеньтревожности, уровень
субъективного контроля) проявляются в измеряемых, оцениваемых и описываемых
признаках рукописного текста и графологический метод можно использовать как
проективный метод психодиагностики личности.
Список
литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология
личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
2.АнаньевБ.Г.
Человек как предмет познания. Л.: Изд-воЛГУ, 1968. -339 с.
3.АнаньевБ.Г.
Избранные психологические труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.
4.АнохинП.К.
Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
... 205 наименований....
Обсудить на форуме |