Вы здесь Главная------> Русская графология--->Научные работы

Large Visitor Globe
Основные выводы диссертации.

Осекова ОВ 2003г.

Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности

В обширном кругу научных знаний графология занимает на сегодняшний день одно из видных мест. Следует отметить, что понятие индивидуальность в современной психологии находится в центре внимания многих исследователей. Однако на сегодняшний день еще не существует единого мнения относительно природы индивидуальности и представители большинства направлений и школ отечественной психологии [3; 96; 44; 36; 102; 7; 2; 88; 135] исходят из представления о том, что индивидуальность - это система, включающая разнородные и разноуровневые свойства человека.

При этом важно отметить, что в психологической науке категория «индивидуальность» не сводится к понятию «индивидуально-психологические особенности», являясь более емким: лишь значительная совокупность индивидуально-психологических особенностей по разным психологическим характеристикам может дать более или менее полное представление об индивидуальности в целом.

По нашему мнению, проблему дифференциации и систематизации информативных графологических признаков необходимо рассматривать в контексте выделения признаков почерка в целом. На сегодняшний день систематизация и раскрытие почерковых признаков наиболее полно представлена в работах М. Пульвера, JI. Клагеса, Р. Пофаля, JI. Шеленц, Р. Визер, X. Рфанне, В. Мюллера и А. Енскат, Ф. Миллера, Б. Виттлиха, X. Ремпляйна, Р. Кенцига, Р. Большвайлера, В. Ваннера, А. Люке и многих других европейских графологов. Попытки упорядочивания системы графологических признаков в России предпринимались графологами В. Маяцким [93], Д.М. Зуевым-Инсаровым [54], И.Ф.Моргенштерном[100].

Данные исследования выполнены достаточно давно, в начале двадцатого века. Кроме того, в этих работах нет четкого и обстоятельного соотнесения индивидуальных особенностей личности с графологическими признаками почерка и в большинстве случаев (за исключением работы Д.М. Зуева-Инсарова „Почерк и личность"), характеристики почерковых признаков имеют эмпирический характер. Таким образом, проблема графологических средств отражения индивидуальных особенностей личности остается практически неисследованной, хотя необходимость обращения к ней возникала на протяжении достаточно длительного времени и является очевидной.

Актуальность исследования

Традиционно определение индивидуально-психологических особенностей личности посредством анализа графологических признаков письма в нашей стране принято считать ненаучным, умозрительным. Несмотря на то что в последнее 10-15 лет появились публикации, утверждающие верность графологических наблюдений и неоспоримость взаимосвязи между почерком и личностью [50; 32; 145; 68; 39; 13; 122; 161], графология продолжает оставаться в России оккультной наукой. Объект исследования - индивидуально-психологические особенности личности.

Предмет исследования — отражение индивидуально-психологических особенностей личности в графологических признаках почерка.

Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:

  1. Индивидуально-психологические особенности личности отражаются в графологических признаках почерка.
  2. Не все графологические признаки находят свое отражение в индивидуально-психологических особенностях личности, в связи с чем необходимо выявление системы наиболее информативных признаков почерка, отражающих устойчивые и ярко выраженные индивидуально-психологические особенности личности.
  3. Графологический метод можно использовать как проективный методпсиходиагностикииндивидуально-психологических особенностей личности.

Научная новизна исследования

Проведена систематизация имеющихся в российской и зарубежной психологии классификаций графологических признаков. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов выявлены преимущества подхода немецкой графологической школы к исследованию рукописного текста.

Разработана классификация графологических признаков, делающая возможным организацию более строгого научного анализа рукописного текста и позволяющая задавать алгоритм графологического анализа на основе более тщательной дифференциации наиболее информативных признаков почерка. Теоретическая значимость состоит в аргументации преимуществ и специфики использования графологического метода как проективногопсиходиагностическогометода и также в том, что экспериментальное исследование отражения индивидуально-психологических особенностей личности в графологических признаках впервые проведено на выборке учащихся высшего учебного заведения.

Личный вклад автора состоит:

  1. В разработке классификации графологических признаков, позволяющей организовать более строгий научный анализ рукописного текста и задать алгоритм графологического анализа на основе более тщательной дифференциации информативных признаков почерка.
  2. В демонстрации преимуществ и специфики использования графологического анализа рукописного текста как проективного психодиагностического метода исследования индивидуально-психологических особенностей личности.

Заключение

Данные выводы послужили теоретическим обоснованием выбора темы щпилотажногоисследования, рабочей гипотезой которого выступило предположение о том, что при написании рукописных текстов в особенностях почерка находят свое отражение индивидуально-психологические особенности авторов.

Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе с помощью комплексапсиходиагностическихметодик (опросника EPI Г.Айзенка, модифицированного теста „Формула темперамента" А. Белова, метода экспертной оценки) всеиспытуемые разделились на четыре группы: холерики (30%), меланхолики (25%), флегматики (10%), сангвиники (35%). В каждой из указанных групп были выявлены испытуемые с ярко выраженнымитемпераментальнымиособенностями.

Таким образом, каждая из четырех групп включила 10 представителей того или иного типатемперамента. На втором этапе эксперимент предусматривал проведение графологического анализа письменных работиспытуемых, в ходе которого нами были использованы единицы графологических признаков, выделяемых в современной зарубежной графологии (см. главу II).

Важно отметить, что нами были отобраны лишь те почерковые признаки, которые явились наиболее информационными, а именно:беглость, нажим, угловатость, соединенность, величина (крупный или мелкий почерк), нерегулярность, наклон. При этом указанные признаки могли быть выявлены как при помощи точного измерения, так и посредством оценивания и описания. На третьем этапе экспериментального исследования был осуществлен сравнительный анализ признаков почерка у испытуемых, принадлежащих к каждому типу темперамента.

Общие результаты графологического анализа представлены в таблицах №2 - №5. Степень проявления признаков почерка выражена в баллах: 4 - очень высокая степень проявления; 3 - высокая; 2 - средняя; 1 - ниже среднего; О - очень низкая.

Заключение: Осуществленный нами теоретический анализ значимых направлений в исследовании феномена индивидуальности и индивидуальных особенностей личности позволил заключить, что проблема изучения человеческой индивидуальности имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных отраслей науки: психологии развития, психофизиологии,психогенетикии др. На современном этапе развития психологической науки еще не обозначен единый взгляд на природу индивидуальности, однако большинство российских ученых исходят из положения о том, что индивидуальность представляет собой систему, интегрирующую разнородные и разноуровневые человеческие свойства [3; 7; 2; 95; 44; 59; 135].

При этом на методологическом и на теоретико-экспериментальном уровне разработки проблемы индивидуальности обозначена тенденция постепенного перехода от комплексного рассмотрения структуры индивидуальности к системному, нацеленному на выявление единицы анализа индивидуальности. Анализ существующих знаний о природе индивидуально-психологических особенностей личности позволил рассматривать индивидуально-психологическую особенность личности лишь как одну из многочисленных форм проявления индивидуальности.

В современной психологии существуют различные классификации стркутуры индивидуальности. Согласно избранной нами классификации, к основным видам индивидуально-психологических особенностей, следует относитьтемперамент, характер и способности [110]. При этом под темпераментом в современной российской психологической науке, как правило, принято понимать устойчивую совокупность индивидуальных характеристик субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний [86].

В силу того, что в ряде случаев актуализируется проблема отождествления того или иного проявления темперамента с какими-либо чертами характера, следует рассматривать характер в узком смысле слова - как индивидуальную, достаточно устойчивую систему привычных способов поведения человека в определенных условиях. В этом случае свойства характера выступают формально-динамическими особенностями поведения, которые обусловлены свойствами темперамента и в еще большей степени общественным бытием личности и особенностями усвоения социального опыта [142].

Понятие способности в психологии тоже имеет неоднозначную трактовку. Наиболее распространенным и точным его определением является то, согласно которому способности понимаются как индивидуально-психологические особенности субъекта, выражающие его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению. Таким образом, способности не могут быть сведены к знаниям, умениям или навыкам, однако они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [148].

Анализ содержания индивидуально-психологических особенностей личности приобретает особую актуальность, поскольку является необходимым для понимания сущности человеческой индивидуальности, и более того: делает возможным выявление наиболее характерных форм ее проявления в деятельности (и ее продуктах), поведении. Одним из информативных свидетельств отражения человеческой индивидуальности выступает рукописный текст [54; 105; 113; 138; 192; 137; 188; 198].

Проведенный теоретический анализ показал, что систематизация и интерпретация признаков почерка наиболее полно на сегодняшний день представлена в трудах европейских графологов, хотя попытки упорядочивания системы графологических признаков неоднократно предпринимались и в нашей стране. Причем в зарубежной графологии не существует единого мнения относительно дифференциации почерковых признаков и единого метода анализа рукописного текста.

Осуществленный нами анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил выявить преимущества исследовательского метода немецкой графологической школы. Основанием для данного вывода послужило то, что представители французской, американской графологии и также большинство российских исследователей почерка предлагают к рассмотрению значительное количество почерковых признаков, являющихся малоинформативными (к примеру, Д.Сара относит к самостоятельным графологическим признакам перечеркивание цифры «7», написание буквы «д» в виде восьмерки и др.), акцентируя внимание на том, что необходимо исследовать все выделяемые ею признаки.

В рамках немецкой графологии предлагается иной подход к исследованию почерка. Согласно данному подходу для графологического анализа необходимо получить целостное восприятие почерка, на основе которого осуществляется переход к рассмотрению отдельных наиболее информативных почерковых признаков. Классификация графологических признаков в современной немецкой психологии почерка традиционно представлена тремя группами: измеряемыми, оцениваемыми и описываемыми [181; 206; 205; 188; 194].

Более точная систематизация данных признаков, с нашей точки зрения, возможна с помощью их дифференциации на признаки, отражающие общую картину письма и признаки, отражающие форму буквенных знаков. К первой группе мы отнесли более общие признаки, характеризующие систему движений при письме и создающие общее впечатление о манере исполнения рукописного текста, ко второй группе - признаки более частного характера, отражающие особенности выполнения рисунка букв и их величину.

С целью выявления отражения индивидуально-психологических особенностей личности в наиболее информативных признаках почерка было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого наряду с психодиагностическими методиками, ориентированными на диагностику устойчивых и ярко выраженных индивидуально-психологических особенностей, был использован графологический анализ письменных работ испытуемых, направленный на определение наиболее информативных почерковых признаков и отражающихся в них индивидуально-психологических особенностях личности.

Результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования, свидетельствуют о том, что гипертимная акцентуация находит свое отражение в правом наклоне почерка, восходящем управлении строками, в значительной разнице в высоте буквенных знаков, крупном почерке,беглости, заостренности, ригидность - в нерегулярности письма, нерасчлененности, значительной разнице в высоте буквенных знаков, соединенности, оцепененности, каллиграфичности, полноте, округлости, эмотивность - в акценте верхней зоны почерка, сильном нажиме, украшенности, округлости, педантичность — в неторопливости письма,тревожность— в нерегулярности, сжатости, неторопливости, несоединенности, заостренности,циклотимность- в правом наклоне, восходящем управлении строками, заостренности,демонстративность— в графологичности, украшенности, возбудимость - в нерегулярности, нерасчлененности, значительной разнице в высоте буквенных знаков,дистимность- в нерасчлененности, экзальтированность — в правом наклоне. Экстравертированность проявляется в рукописном тексте в правом наклоне, нерасчлененности, акценте верхней зоны, крупном размере буквенных знаков, гирляндичности, а интровертированность находит свое выражение в вертикальном положении почерка, акценте нижней зоны, аркадичности. Невротичность коррелирует с нерегулярностью, беглостью письма, значительной разницей в высоте буквенных знаков, оцепененностью, утонченностью, округлостью, спонтанная агрессивность — с нерегулярностью, графологичностью почерка, депрессивность — с нерегулярностью, горизонтальным управлением строками, упрощенностью, округлостью, раздражительность - со значительной разницей в высоте буквенных знаков, беглостью, общительность - с нерасчлененностью, шаткостью, полнотой письма, уравновешенность - с регулярностью, растянутостью письма, незначительной разницей в высоте буквенных знаков, украшенностью, застенчивость- с нерегулярностью, сжатостью, утонченностью, упрощенностью почерка, открытость - с нерегулярностью, крупными буквенными знаками, оцепененностью, эмоциональная лабильность - с нерегулярностью, горизонтальным управлением строками, значительной разницей в высоте буквенных знаков, беглостью, утонченностью, упрощенностью, округлостью, фемининность - с нерегулярностью, полнотой почерка, гирляндичностью, маскулинность - с регулярностью, горизонтальным управлением строками, каллиграфичностью, утонченностью, аркадичностью.

Экстернальный локус контроля испытуемых находит свое отражение в нерегулярном письме, слабом нажиме, каллиграфичности, утонченности, угловатости, интернальный локус контроля - в регулярности почерка, горизонтальном либо восходящем управлении строками, графологичности, сильном нажиме почерка, полноте и округлости.

В итоге проведенной экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Проблема исследования человеческой индивидуальности имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных направлений: психологии развития, психофизиологии, психогенетики и др. На сегодняшний день еще не существует единого взгляда на природу индивидуальности, однако в большинстве случаев исследователи исходят из положения о том, что индивидуальность - это система, интегрирующая разнородные и разноуровневые свойства человека.

2. Диапазон индивидуально-психологических особенностей личности весьма широк, а их набор — чрезвычайно разнообразен: от свойств нервной системы как физиологической основы индивидуальности до профессиональных интересов и социальных установок. Вместе с тем основными видами индивидуально-психологических особенностей личности, согласно взятой нами за основу классификации, являются темперамент, характер, способности.

3. Индивидуально-психологические особенности находят свое непосредственное проявление в деятельности (и ее продуктах), поведении личности. При этом способности, индивидуальность характера человека не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней, а отношения между свойствами темперамента и продуктивностью действий сопряжено с условиями, в которых совершаются действия и со структурой самих действий.

4. Детальное изучение проблемы выявления графологических признаков в зарубежной и отечественной психологии показало, что существуют различные подходы к дифференциации почерковых признаков, однако наиболее разработанной следует считать классификацию признаков рукописного текста, предлагаемую в рамках немецкой графологической школы.

5. Система наиболее информативных признаков включает три группы признаков: измеряемых, оцениваемых и описываемых. Измеряемые признаки представлены мелким - крупным почерком, шириной — сжатостью, расположением почерка (левонаклонный почерк - вертикальный почерк — правона-клонный почерк), большой разницей в высоте буквенных знаков - малой разницей в высоте буквенных знаков, акцентом верхней зоны - акцентом нижней зоны; регулярностью - нерегулярностью, расчлененностью - нерасчлененностью; акцентированным началом письма - акцентированным концом письма. Оцениваемые признаки включают: сильный нажим — слабый нажим, заостренность - вязкость, соединенность - несоединенность, медленность — беглость, оцепененность - шаткость. К описываемым признакам относятся: полнота - утонченность, упрощенность - украшенность, аркадичность - гир-ляндичность, угловатость - округлость, нитевидность, левотекучесть — пра-вотекучесть,графологичность- каллиграфичность.

6. Возможна более точная дифференциация измеряемых, оцениваемых и описываемых признаков на две большие группы (признаки, отражающие общую картину письма и признаки, отражающие форму буквенных знаков), позволяющая организовать более строгий научный анализ рукописного текста и задавать алгоритм графологического анализа.

7. Графологический метод имеет все основания использоваться как проективный психодиагностический метод исследования индивидуально-психологических особенностей личности при решении задачпсиходиагностикии психологического консультирования. Проведенное нами исследование, посвященное отражению индивидуально-психологических особенностей личности в наиболее информативных признаках почерка, подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило установить с высокой степенью достоверности, что индивидуально-психологические особенности личности (темпераментальные особенности, акцентуации характера, самооценка, степеньтревожности, уровень субъективного контроля) проявляются в измеряемых, оцениваемых и описываемых признаках рукописного текста и графологический метод можно использовать как проективный метод психодиагностики личности.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.

2.АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-воЛГУ, 1968. -339 с.

3.АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.

4.АнохинП.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

... 205 наименований....

Обсудить на форуме

Рейтинг@Mail.ru Рассылка 'Графология-АзБука почерка' Яндекс.Метрика